"Темпы исчезновения языков, которые мы наблюдаем, беспрецедентны для истории человечества, - говорит Харрисон.
В лингвистическую Красную книгу можно внести более 40% языков мира. Что же касается флоры и фауны, то под угрозой исчезновения 8% видов растений и 18% видов млекопитающих - не так уж и много по сравнению с языками!"
Подсчитано, что 80% населения Земли - носители 80 основных языков, тогда как 3,5 тыс. малых языков - родные для всего 0,2% землян. Как считают Харрисон и Андерсон, каждые две недели исчезает один язык. Главные виновники этого - глобализация и миграция. Малые языки вытесняются и поглощаются такими языками-гигантами, как английский, китайский и русский. Ученые назвали пять "горячих точек", где языкам грозит вымирание: север Австралии, Центральная Америка, юго-запад США, Британская Колумбия и Восточная Сибирь.
Вместе с языками уходят культура народов, их философские и религиозные воззрения, фольклор, особое чувствование реальности. К примеру, 200 носителей языка торатан, живущие в Индонезии, одним словом способны описать ситуацию, когда человек проснулся и увидел, что лежит не в постели, а на полу. По-торатански это "матувуху".
Вымирание языков, по мнению Дэвида Харрисона, имеет не только культурный, но и экологический аспект: "Спасая языки, мы способствуем спасению биологических видов и экосистем". В качестве примера лингвист приводит насекомое, обитающее в Центральной Америке, название которого с английского можно перевести как "двухполосный светлячок". Однако, общаясь с индейцами племени цельталь, орнитологи установили, что в действительности речь идет о 10 видах бабочек. А индейцы каяпо из Бразилии различают 60 видов пчел. И у каждой свое имя...
Темпы исчезновения языков намного стремительнее, чем работа лингвистов по их описанию. На один язык требуется, по оценкам Грега Андерсона, 3-4 года и до 200 тыс. фунтов. "Есть люди, которые просят у нас помощи для спасения своих языков, - отмечает он. - Но денег нам не хватает".
В России ситуация не столь критическая, как в Австралии или Центральной Америке, и все же на Севере, в Сибири и на Кавказе языки взывают о скорой помощи. Несколько лет назад Токийским университетом по заданию ЮНЕСКО и Совета Европы было начато составление единой базы данных по исчезающим языкам. Наши лингвисты выполнили свою часть работы в числе первых, описав подробнейшим образом 43 языка малых народов.
"Процесс исчезновения языков, как и некоторых видов флоры и фауны, в общем, необратимый. Вспомним, что когда-то в разряд мертвых языков попали древнегреческий и латынь. Бороться с умиранием языков, конечно, можно. Вопрос: ради чего? Если происходит насильственная ассимиляция, этому нужно противодействовать. Если же идет естественная ориентация на более сильные языки мира, в этом серьезной трагедии нет", - рассказала "НИ" руководитель Научно-исследовательского центра по национально-языковым отношениям Института языкознания РАН, доктор филологических наук Вида Михальченко.
Что касается прогнозов американских ученых относительно скорости и масштабов исчезновения языков, г-же Михальченко они кажутся преувеличенными, как любые долгосрочные прогнозы. "Кроме того, - подчеркнула руководитель Научного центра, - надо иметь в виду, что ведется большая работа по фиксированию, описанию исчезающих языков, сотрудники Института языкознания ежегодно выезжают в экспедиции. Уговорить последних носителей языка не умирать - это из области фантастики. А вот сохранить язык как культурное достояние человечества, выражение философии и духовности народа - задача посильная".